"В 1973 году несколько студентов семинарии получили приглашение прочесть радиопроповедь, посвященную доброму самаритянину и роли положительного примера в Завете. Время записи было условлено, однако за час до назначенного времени они получали звонок: продюсер, очень извиняясь, просил их прийти пораньше, потому что возникли непредвиденные технические сложности. Люди понимали, что опаздывают, выбегали из своих комнаток в семинарии, в общежитии, где жили, и в этот момент видели, как на тротуар падает в эпилептическом припадке, как позднее они узнавали, нанятый актер. Какой процент людей, которые опаздывали, для того чтобы прочесть проповедь о добром самаритянине, перешагнули через человека, бьющегося в эпилептическом припадке, и отправились эту проповедь читать? В случае если они опаздывали — две трети, в случае если у них оставался достаточный запас времени — помогли практически все." (https://postnauka.ru/video/79127 ) Жестокий и суровый эксперимент, конечно. А ведь многие эти социально-психологические исследования во многом были вдохновлены вопросом: "как хорошие бюргеры творили ужасные вещи при фашизме"? А тут оказалось, что такой силы социального давления на "хорошего человека", как было при фашизме, и не надо. А надо - вот. Опаздывать на выступление. На одной чаше - жизнь человека, а на другой - остаться "комфильфо", не обидеть хороших людей, не нарушить этикет, "не подвести". Дальше там Вахштайн в статье развивает теорию "фрейма". То есть мы действуем согласно фрейму - в рамках совокупности обстоятельств, ситуации. В какой-то ситуации прилично помочь, а в какой-то - остаться равнодушным. И чашу весов перетягивает какая-то ерунда. Насколько же все-таки сложно (но ВАЖНО) бороться с этим "голосом социальности" внутри, чтобы действительно стать "добрым самаритянином". Насколько важно быть готовым стать "неприличным человеком", некомильфо, осуждаемым "хорошими людьми". Выламывать себя из "фрейма", из рамок социальной ситуации, которая диктует тебе, кем быть. Короче, "убить в себе государство". Об этом в Евангелии столько сказано, что цитировать устанешь. Да хоть та же притча - где все "приличные люди" мимо проходят, а "социально чуждый" самаритянин помогает. Причем он настолько социально чуждый, что приводя его в пример, Христос явно в каком-то смысле бросает вызов "приличному обществу". Да и вообще - читаю все это и лишний раз вспоминаю, как просто мне быть хорошей, когда ситуация благоприятная, и как сложно, когда чуть-чуть напрячься надо. Я прекрасная мать, когда здоровая, сытая и на диванчике лежу. А вот если я как сегодня - больная в Пятерочке с пакетом в одной руке и с ребенком в другой - то все, до свиданья. "Рамки ситуации" сразу перетягивают, и я тут же превращаюсь в "куда-пошла-стой-тут-молчи-не-мешай". Вот и все. PS: А вообще-то все Евангелие, все противостояние Иисуса и фарисеев - это борьба НАСТОЯЩЕГО добра против добра СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО и ПРИЛИЧНОГО. Всё об этом: от чудотворения в субботу до спасения блудницы.